АННОТАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
«Ранняя профилактика социальной дизадаптации и эмоциональных нарушений у детей»
Программа получила гриф «Рекомендовано Федерацией психологов образования России
для использования в образовательных учреждениях»
(опубликовано на сайте http://www.rospsy.ru/knigi-stati-materialy-konferentsii
архив программ за 2013 год)
Полную версию программы, содержащую подборку всех мультфильмов, можно приобрести у автора. Условия приобретения программы можно узнать по эл. адресу: balovaji@gmail.com
Психолого-педагогическая программа «Ранняя профилактика социальной дизадаптации и эмоциональных нарушений у детей» (программа) – это попытка создания профилактической программы, которая помогала бы сократить дистанцию между поколениями, уменьшить влияние депривации общения ребенка с внешним миром, восполнить дефицит эмоционально-личностного и телесного контакта со взрослыми и сверстниками, тем самым снижая риск возникновения отклонений в социальном и эмоциональном развитии детей.
Эти цели достигаются решением ряда задач:
созданием условий для гармонизации актуального психоэмоционального состояния каждого ребенка,
ознакомлением детей с базовыми эмоциями человека, обучением детей способам выражения эмоций в социально приемлемой форме, стимулированием процессов распознавания детьми эмоций другого человека, как основы развития эмпатии, созданием условий для развития рефлексии и понимания причинно-следственных связей между различными событиями, стимулированием психических процессов, необходимых для развития интегративных качеств ребенка.
Целевой аудиторией программы являются дети в возрасте от 3 до 7 лет, посещающие ДОУ.
В программе учитывается необходимость обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач через тематический принцип построения образовательного процесса.
В качестве основы для тематического планирования в программе используется Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Групповая работа педагога-психолога интегрируется в организованную образовательную и культурно-досуговую деятельность.
Весь программный материал рассчитан на четырехлетнее пребывание ребенка в детском саду, что соответственно возрастным группам составляет четыре этапа:
I этап – вторая младшая группа (3-4 года),
II этап – средняя группа (4-5 лет),
III этап – старшая группа (5-6 лет),
IV этап – подготовительная к школе группа (6-7 лет).
В разделах по дошкольным группам для каждого возраста представлены:
характеристики возрастных особенностей психического развития детей,
тематическое планирование в соответствии с комплексно-тематическим планированием ДОУ,
ожидаемые результаты реализации программы,
план-конспекты встреч с детьми (по 30 в каждой группе), составленные с учетом нормативов времени (СанПиН 2.4.1.1249-03).
Отдельно рассматриваются способы оценки планируемых результатов реализации программы.
В программе используются интегрированные формы групповой организованной совместной деятельности: игры, создание ситуаций морального выбора, беседы, изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательская деятельность, рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, просмотр и обсуждение мультфильмов.
Опыт использования мультипликационных фильмов в групповой работе с детьми показал, что во время просмотра мультфильма эмоциональный фон ребенка становится более позитивным, а сам ребенок более восприимчивым к усвоению социально одобряемых форм поведения.
В программе описан алгоритм построения занятия с использованием мультипликационных фильмов, как способа передачи ребенку необходимого общественного опыта. Используя алгоритм можно планировать дополнительные встречи по актуальной тематике для данной группы детей с целью коррекции отклоняющегося поведения и эмоционального фона в группе.
Каждая встреча с детьми построена таким образом, чтобы трижды коснуться выбранной темы: при просмотре мультфильма, в обсуждении, в игре. Это позволяет задействовать все репрезентативные системы ребенка – визуальную, аудиальную и кинестетическую – и тем самым повысить эффективность и глубину психолого-педагогического воздействия.
В программе описаны успешные результаты ее реализации в течение одного года в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №223» г. Саратова.