Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Метки

Яндекс.Метрика
  • 17Июн

    Программа занятий по ускорению адаптационных процессов у первоклассников

    (оригинальная авторская разработка, опубликовано на сайте 

    http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200802108 )

    Первоклассник. Фейерверк проблем. Жалобы родителей: не хочет, не умеет, не делает… Им вторят педагоги: не слушает, не смотрит, не успевает… И растерянные, напряженные голоса детей: не получается, не нравится, не пойду…

    Очень сложен этот первый шаг из беззаботного детства во взрослый мир оценок и требований. А ведь от успешности этого шага зависит отношение человека к знанию вообще, эффективность усвоения этого знания, вера в себя и многое-многое другое.
    Где «постелить солому», чтобы смягчить удар от возможного «падения»? Как побыстрее и с наименьшими потерями проскочить этот трудный период вхождения ребенка в большой мир?

    Усложняет решение поставленной задачи и то, что все первоклассники так отличаются друг от друга начиная с уровня подготовки и заканчивая индивидуальными особенностями. Даже по характеру неготовности к обучению в школе существует деление на «больших дошкольников», «деятелей» и «фантазеров» (Г.Б. Ховрина. Психологические особенности коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.). Поэтому и помощь должна быть разной, а по возможности индивидуальной.

    Но из анализа обращений родителей и педагогов за помощью выяснилось, что существуют «кочки», о которые спотыкаются все, даже самые подготовленные к школе детки:

    1. взаимодействие со сверстниками,
    2. умение принимать и соблюдать правила,
    3. принятие того, что теперь «я – не единственный, а один из многих»,
    4. страх, неуверенность в себе, переживание неудачи.

    Ориентируясь на эти общие трудности можно строить групповую работу со всем классом. И в качестве «подстилаемой соломы» послужат сказки и игры – такие знакомые и родные, а потому безопасные и успокаивающие. Только сказки не рассказываем, а смотрим, благо отечественная мультипликация предоставляет сюжеты на все случаи жизни. Давно хотелось использовать в работе силу зрительных образов. Да и с народной мудростью не поспоришь: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
    Подбирая мультфильм и игру, сочиняя сказку или намечая вопросы для обсуждения, важно соблюсти один из законов эффективности тренинга – «закон тройного прикосновения». Поэтому каждое занятие построено таким образом, чтобы трижды коснуться выбранной темы: при просмотре мультфильма, в обсуждении, в игре. Это к тому же позволяет задействовать все репрезентативные системы ребенка: визуальную, аудиальную и кинестетическую.

    Но самой важной частью занятия является все-таки обсуждение, проводимое после каждого просмотра мультфильма и после каждой игры. Именно обсуждение сказочных историй и опыта, полученного в игре, позволяет детям «осмыслять жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями». Благодаря обсуждению «…»банк» знаний о Мире переходит в АКТИВНОЕ состояние» (А.В. Гнездилов. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). – СПб.: Речь, 2004.). А это как раз то, что нужно, то, что может оказать неоценимую услугу в преодолении стоящих перед первоклассником трудностей.

    И еще несколько замечаний:

    - длительность каждого занятия в соответствии с возрастными особенностями детей – 30-35 минут,
    - место проведения – класс, оборудованный видеоаппаратурой,
    - занятия желательно проводить два раза в неделю в первой четверти,
    - в качестве ритуальных приветствий и прощаний обычное вставание учащихся,
    - обязательно присутствие педагога во время занятий,
    - в итоге, обязательно, выпуск стенгазеты с фотографиями участников и памятными слоганами.

    Автор admin в 13:29

Ваш ответ

Внимание: Все комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.