Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Метки

Яндекс.Метрика
  • 18Июл

                

        Имидж и престиж воспитателя ДОУ

    (Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2014/2015 учебного года

    опубликовано на сайте фестиваля http://festival.1september.ru/articles/656052/)

    Цель: поднятие профессионального престижа педагогов дошкольного образования в глазах родителей воспитанников ДОУ.

    Задачи:

    - ознакомление родителей с понятием «имидж», «престиж» и психологическими аспектами восприятия другого человека в контексте его деятельности;

    - снятие эмоционального напряжения посредством открытого обсуждения негативного имиджа воспитателя, сложившегося в средствах массовой информации, и негативного опыта, пережитого самими родителями в период дошкольного детства;

    - обсуждение особенностей восприятия родителями негативных и позитивных высказываний детей о своих воспитателях;

    - информирование родителей о роли отрицательных эмоций в обеспечении выживания человека как биологического вида;

    - обсуждение позитивного опыта, пережитого самими родителями в период дошкольного детства;

    - ознакомление родителей с положительными образами воспитателя, появляющимися в  средствах массовой информации.

    Имидж (от англ. image [ˈɪmɪdʒ] — «образ», «изображение», «отражение», «идол») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.

    Имидж создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.

    Предлагаю провести маленький эксперимент, чтобы убедиться в силе того влияния, которое оказывает на нас существующий в нашем сознании образ некоторых профессий.

     

    Игра «Ситуации»

    Всем участникам предлагается рассчитаться на 1-2-3 и разделиться на три группы: в первую группу войдут все, кто оказался под номером «1», во вторую группу – все под номером «2», в третью – все под номером «3».

    Каждой группе дается для обсуждения одна из трех ситуаций:

    1.  врач в грязном халате рассказывает о необходимости соблюдения личной гигиены;

    2. парикмахер с сальными волосами рассказывает, как ухаживать за волосами, чтобы они выглядели здоровыми и красивыми;

    3. тренер, во время спортивного занятия с детьми одетый в классический костюм, жалуется вам на вашего ребенка, которому не удается выполнить какое-то упражнение.

    Участники каждой группы должны составить общее представление о чувствах, возникающих при общении с представителем доставшейся им профессии, в контексте описанной ситуации. Когда группы будут готовы к презентации своего мнения, представители от каждой группы зачитывают, доставшуюся им ситуацию и отвечают на вопросы:

    Вызывают ли доверие слова, сказанные таким профессионалом?

    Что хочется ответить или посоветовать ему?

    Как должны были бы выглядеть эти профессионалы, чтобы у нас возникло желание следовать их советам?

    Если у членов других групп есть дополнения и предложения по обсуждаемым ситуациям, им дается возможность высказаться.

    После обсуждения всем предлагается занять свои места.

     

    Предлагаю сыграть еще в одну игру.

     

    Игра «Ассоциации»

    Нужно быстро назвать профессию, которая ассоциируется с определенными понятиями:

    - магазин,

    - больница,

    - школа,

    - детский сад.

    Результат этого простого упражнения доказывает, что центральная фигура в детском саду – воспитатель: именно он, находясь в постоянном взаимодействии с детьми, отвечает за их благополучие и безопасность, формирует эмоциональный фон группы, стимулирует познавательное и социальное развитие детей.

    Насколько важными представляются вам эти функции воспитателя?

    Нужно ли вашим детям все вышеперечисленное? (Обсуждение.)

     

    Мы подошли с вами к обсуждению понятия «престиж».

     

    Престиж [лат. praestigium — иллюзия, обман чувств] — мера признания обществом заслуг индивида: результат соотнесения социально значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данной общности. (А.В. Петровский)

     

    Упражнение «Два образа»

    Насколько престижным вам кажется соответствовать одному из этих образов? (Обсуждение.)

     

    Рисунок 1.                                                               Рисунок 2.

    А теперь представим такую ситуацию: вы приводите своего ребенка в детский сад, ребенок не хочет расставаться с вами, выходит воспитатель и, желая помочь вам, говорит ребенку: «Пойдем, мой хороший, сейчас будем играть в веселую игру! Скорее переодевайся!» Только выглядит ваш воспитатель как на рисунке 1.

    Что вы почувствуете?

    Поверите ли вы, что эта женщина в стильном платье, на высоких каблуках, сейчас действительно будет весело играть с вашим малышом, бегать, прыгать, ползать на четвереньках? (Обсуждение.)

    А сейчас те же слова произносит человек, выглядящий вот как на рисунке 2.

    Что вы чувствуете?

    Поверите ли вы, что она сейчас действительно будет весело играть с вашим малышом? (Обсуждение.)

    Вот мы и столкнулись с противоречием между престижем и имиджем профессии воспитатель!

    С одной стороны, в контексте своей профессиональной деятельности, чтобы вызывать доверие родителей к своим словам, воспитателю необходимо одевать и обувать удобную для активного движения одежду и обувь, другими словами, выглядеть так, как выглядим мы с вами во время генеральной уборки своего дома, т.е. совсем-совсем непрестижно.

    С другой, по сложившейся в нашем обществе шкале ценностей, где дети занимают одно из первых мест,  профессия воспитателя, по своим социально значимым характеристикам, должна бы являться одной из самых престижных и уважаемых. Но это далеко не так.

    Имиджмейкерами воспитателя являются дети, так как именно на основании их оценок и высказываний, в основном эмоционального характера, формируется в психике их родителей образ человека, который работает в детском саду. Хотя, на этот образ, конечно же, оказывают влияние и личные воспоминания родителей о годах, проведенных в детском саду, и образ воспитателя, существующий в средствах массовой коммуникации.

     

    Просмотр м/ф «Случай в детском саду» (Приложение 1), отрывка из м/ф «Конфликты и контакты» (Приложение 2).

     

    Поднимите руки те, у кого с детства остался негативный осадок от посещения детского сада. Можете ли вы поделиться с нами и рассказать свою историю?

    Поднимите руки те, чьи дети не хотят ходить в детский сад. Какие жалобы чаще всего вы слышите от своих детей?

    Можно ли детям, собранным в большую группу, предоставить полную свободу действий? К чему это может привести? (Обсуждение.)

     

    Образ любого человека, довлеющего над другим, всегда будет вызывать смешанные чувства: с одной стороны раздражение («Ну сколько можно?»), с другой – обреченность («Иначе нельзя!..»), с третьей – признательность («Он делает то, что должен делать я!»).

    Заметьте, что признательность наступает значительно позже, чем предыдущие отрицательные чувства.

    Так сложилось исторически, что отрицательные эмоции сыграли большую роль в биологическом выживании человека, чем положительные. Человек, находящийся в состоянии радости, благодушия, расслабленности, всегда представлял собой более легкую добычу, чем настороженный, недоверчивый, готовый к агрессивным действиям человек, находящийся под воздействием отрицательных эмоций страха и гнева.

    Готовность психики на отрицательные эмоции при восприятии образа воспитателя гораздо выше, чем на положительные. Этим можно объяснить высокий уровень доверия родителей к негативным словам своих детей о пребывании в детском саду, даже когда родитель сам замечает, что ребенок часто преувеличивает, и даже имеет склонность привирать.

    Но если мы обратимся к своей памяти, то вспомним, что и мы и наши собственные дети, пережили в детском саду много позитивного опыта.

    Поднимите руки те, кто может вспомнить что-то веселое, доброе, интересное из своего опыта посещения детского сада. Можете ли вы поделиться с нами и рассказать свою историю?

     

    Мне было очень приятно сделать замечательное открытие, что в средствах массовой информации существует образ воспитателя, который несет в себе положительный эмоциональный заряд.

     

    Просмотр м/ф «Как Петя Пяточкин слоников считал» (Приложение 3).

     

    Хочу пожелать вам успешного преодоления всех негативных установок по отношению к профессии воспитателя, установления доверительного контакта с воспитателями ваших детей. Помните, дети очень чувствительны к вашему эмоциональному состоянию и отношению, даже если вы молчите. Престиж профессии воспитателя, уважение к той значимой работе, которая возложена на его плечи, формируете вы – родители.

    Помните, что вы во многом можете способствовать тому, что в памяти вашего ребенка останется светлый образ их воспитателя, например такой, как в этом стихотворении.

    Все ушли ребята, смолкли голоса,

    Звёзды засияли в темных небесах.

    Мама на работе, мне привычно ждать,

    С Лидией Ивановной некогда скучать.

    Всё она умеет: красить, шить, лепить,

    Учит ребятишек вместе дружно жить,

    С ней мы мастерили кукол из травы,

    Из бумаги тигры есть у нас и львы.

    Каждое занятие у неё игра,

    Лидию Ивановну любит детвора.

    Посмотрю в глаза ей и скажу сейчас:

    «Самая хорошая профессия у Вас».

    (В.И. Мирясова)

     

    Автор admin в 16:54

Ваш ответ

Внимание: Все комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.