АННОТАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
«Эксперимент: как стать оптимистом»
Программа имеет гриф «Рекомендовано Федерацией психологов образования России для использования в образовательных учреждениях».
(опубликовано на сайте http://www.rospsy.ru/knigi-stati-materialy-konferentsii
архив программ за 2015 год)
Полную версию программы, содержащую подборку всех видеоматериалов, можно приобрести у автора. Условия приобретения программы можно узнать по эл. адресу: balovaji@gmail.com
Профилактическая психолого-педагогическая программа «Эксперимент: как стать оптимистом» является откликом на тревожную тенденцию возрастания проблем со здоровьем учащихся общеобразовательных учреждений в старших классах. «По данным специальных исследований НИИ психиатрии, за время обучения в школе в 4–5 раз ухудшается здоровье детей. Модернизация условий итоговой аттестации, реализующаяся в формате ГИА и ЕГЭ, является не просто еще одним дополнительным стрессовым фактором, но и основным в формировании тревожности учащихся в целом».
В программе учитывается, что укрепление физического и психического здоровья детей и подростков может осуществляться в рамках профилактических психолого-педагогических программ, направленных на развитие личности ребенка.
Целевой аудиторией программы являются учащиеся 9-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений, их родители и педагоги.
Цель программы: профилактика эмоциональных нарушений и социальной дезадаптации у старшеклассников.
Задачи программы:
- гармонизация актуального эмоционального состояния и межличностных отношений участников программы;
- развитие качеств личности участников образовательных отношений, способствующих успешной социализации и адаптации подростков в изменяющихся жизненных условиях;
- психологическое просвещение участников образовательных отношений;
- освоение участниками программы техник позитивного мышления и позитивного программирования будущего;
- освоение участниками программы техник эмоциональной саморегуляции.
Идеей объединяющей все программные мероприятия послужил эксперимент Уилла Боуэна, который в 2006 году предложил надеть фиолетовый браслет в знак того, чтобы прожить 21 день без жалоб, нытья, сплетен и высказывания недовольств.
Старшеклассникам, их родителям и педагогам предлагается принять участие в аналогичном эксперименте.
Программа реализуется в 3 этапа:
1 – информационно-диагностический,
2 – экспериментальный,
3 – итоговый.
Программные мероприятия проходят 1 раз в неделю в течение 2-х месяцев. Практически каждое мероприятие для старшеклассников длится 45 минут, может реализовываться как классные часы, что не требует увеличения времени пребывания в школе. Работа с родителями и педагогами проходит в формате родительских собраний и педагогических советов. Сами встречи могут проходить в классе или актовом зале, оборудованными видеоаппаратурой.
В программе используются преимущественно интегрированные формы групповой организованной деятельности: тренинговые упражнения, просмотр и обсуждение фильмов, диагностические процедуры, моделирование ситуаций морального выбора, «большая» психологическая игра, психологическая акция, интерактивные беседы, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность. А также предусмотрена индивидуальная форма работы – консультации психолога.
Программа содержит тематический план и план-конспекты всех программных мероприятий.
Реализация программы может стать предпосылкой для формирования единого здоровьесберегающего образовательного пространства школы и семьи, внутри которого ребенок получит ощущения комфортности, благополучия и спокойствия, играющих главенствующую роль в подготовке к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.
Программа прошла успешную апробацию в марте-апреле 2015 года в 11 классе Муниципального общеобразовательного учреждения «Гуманитарно-экономический лицей» г. Саратова.