Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Метки

Яндекс.Метрика
  • 21Янв

        

    Мое психолого-педагогическое кредо

     В 2007, 2008 годах мне посчастливилось работать педагогом-психологом в Гуманитарно-экономическом лицее (ГЭЛ). В то время была введена программа элективных курсов по профориентации в 8-х и 9-х классах. Когда приходилось объяснять ребятам тему «Хочу-могу-надо», я приводила пример собственной жизни.

     ХОЧУ

    В пять лет мама впервые привела меня в театр на балет «Щелкунчик». И я пропала… Любая музыка с тех пор рождала в моем воображении прекрасный танец. Стать балериной – моя мечта, преследовавшая меня во сне и наяву. Я очень ХОТЕЛА, очень, но НЕ МОГЛА. Из-за врожденного сколиоза моя мечта становилась несбыточной: мне нельзя было прыгать, бегать и, вообще, делать резкие движения. Это делало меня бесконечно несчастной.

    В школе я была отличницей, и это обстоятельство очень затрудняло выбор профессионального пути. Действительно, очень трудно выбирать, когда все дается одинаково легко. Но однажды, когда я училась в 9 классе, мне попалась в руки книга Владимира Леви «Я, ты, мы» – популярное издание по социальной психологии. Бывает любовь с первого взгляда, а у меня случилась любовь с первой книги.

    Мое ХОЧУ изменилось. Появилась новая мечта!

    МОГУ

    Когда в конце летних каникул перед 10-м классом я пришла домой и попросила родителей дать мне деньги на подготовительные курсы, у нас состоялся интересный диалог.

    – Куда собралась поступать, дочка?

    – Буду поступать в университет на психолога.

    – А психолог – это кто? Врач?

    – Нет, не врач.

    – Ну, тогда кто-то вроде учителя?

    – Нет, не вроде учителя… Как вы не понимаете?

    – Да, действительно, не понимаем. Объясни, кто же это – психолог?

    – …Я не знаю, но это так интересно!!!

    И вот, спустя годы, я держу в руках диплом об окончании университета. Теперь я не только ХОЧУ, но и МОГУ работать психологом. Вот радость!

    НАДО

    Пошла по школам, детским садам, даже в одну газовую компанию, для которой мы на летней практике составляли профессиограммы. И выяснилось, что нигде психологов НЕ НАДО. 1993 год – в стране кризис, сокращения рабочих мест, масло, яйца, сахар – по талонам… Я в отчаянии…

    – Какие психологи, девушка? Нам учителям платить нечем!..

    Panta rhei – все течет, все меняется.

    В октябре 2005 года я решила пойти в центр занятости. Каково было мое удивление, когда набрав в поисковике компьютера слово «психолог», выпало целых три вакансии!

    Это значит, что кому-то НАДО психолога! Ура!

    Вот так и встретились, наконец, мои ХОЧУ, МОГУ и НАДО.

    ***

    Когда судьба дарит такую встречу, в жизни человека многое меняется.

    В русском языке есть несколько понятий, описывающих то, чем человек занимается: труд, работа, дело.

    Труд – усилие, направленное к достижению чего-либо. Это что-то, не дающееся легко.

    Работа – занятие как источник заработка или вознаграждения за потраченные время и усилия.

    Дело – нечто важное, нужное, в первую очередь тому, кто этим делом занят.

    Когда человек ХОЧЕТ и МОЖЕТ заниматься какой-либо деятельностью, и эта деятельность НУЖНА не только ему самому, он находит то, что называется «ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ». И уже не важно, сколько усилий (умственных, физических, финансовых) ему потребуется приложить, чтобы освоить это дело. Не важно, сколько он заработает на этом деле, какое получит вознаграждение, и получит ли вообще… Важно, что оно есть – «дело твоей жизни», и, занимаясь им, человек не расходует себя, а обретает.

     Кто-то скажет, что обрести дело своей жизни в 39 лет, – это слишком поздно? А я отвечу, что на собственном опыте убедилась, – после 40-ка жизнь только начинается!

    Помню, как на одной из лекций преподаватель рассказывал о том, в каком возрасте ученые различных научных направлений достигают успехов. Физики математики значительные открытия чаще всего делали в молодости. А историки, биологи, психологи публикуют новые неординарные теории, когда становятся старше и уже располагают большим багажом знаний и опыта.

    Как бы то ни было, в моем случае, считаю большой удачей, что я пришла в профессию, когда уже пройден определенный путь в поисках счастья, есть опыт решения проблем, выхода из трудных жизненных ситуаций, есть опыт личных переживаний и утрат. Каждый психолог знает, что пока на себе не попробуешь упражнение – не узнаешь, как оно работает. Именно на этом строится искусство тренинга, именно для этого необходима супервизия. И пока не переживешь и не прочувствуешь сам – трудно понять того, кто переживает и чувствует подобное.

    Работа психолога начинается с установления доверительного контакта с человеком, который к нему обратился, неважно, ребенок это или взрослый. А доверие – очень тонкая штука, оно возникает с первых секунд встречи или не возникает никогда, его очень легко потерять и очень трудно восстановить. Именно доверие – ключ, который открывает душу другого человека. Без доверия человек не примет вашу помощь, не поверит вашим словам.

    Никогда не забуду один случай. Заходит ко мне в кабинет женщина (первый раз шла к психологу, долго раздумывала, решалась), в глазах настороженность. Встаю ей навстречу, здороваюсь. Один взгляд на меня и вздох облегчения вместо приветствия: «Фух, как хорошо, что Вы такая!.. А я шла, представляла, боялась…» Честно говоря, я так и не поняла какая «такая», но это и не важно, важно, что встреча состоялась.

    К сожалению, в нашей стране культура обращения за помощью к специалисту пока еще находится в начальной стадии развития. Люди идут к психологу, когда уже невозможно терпеть душевную боль, когда традиционные способы совладания со стрессом не работают.

    Такое положение вещей возлагает на психолога особую ответственность. И здесь важно помнить, что это ответственность профессионала за качество своей работы, а не вершителя судеб, призванного спасти человечество от заблуждений, научить правильной жизни и заставить измениться к лучшему.

    Выражаясь метафорически, взаимоотношения психолога и человека, обратившегося к нему за помощью, можно описать следующим образом.

    Если человек попал в бурно текущую реку,  если его кружит и бьет о камни, если он захлебывается и вот-вот потеряет сознание, нужен кто-то, стоящий на твердом берегу, чтобы помочь выбраться из этого опасного потока.
    Психолог – это один из тех, кто находится на таком вот «твердом берегу», за пределами проблемы, решением которой занят  человек, за пределами бурного потока негативных эмоций, который уносит человека все дальше от так необходимого ему решения.

     Помочь человеку самому найти свое решение, а не решать вместо него – вот задача, с которой должен справиться психолог, подбирая подходящие методы и нужные слова.

    О словах хочется сказать особо. Есть такие выражения: «весомость слов», «веское слово». Для меня это не только красивая метафора, я убедилась, что вес слова ощущается почти физически. Когда человек увлеченно и грамотно рассказывает о прочитанном или услышанном, но не пережитом им самим опыте, его интересно послушать, и только. Когда человек говорит о том, что пережито и выстрадано им самим, его слова производят более глубокое впечатление, заставляют размышлять над услышанным, долго не выходят из головы, часто побуждают к изменению, «переворачивают душу».

    Придя в профессию спустя 12 лет после окончания университета, я поняла, как мало я знаю и еще меньше умею, как много изменилось, как много появилось нового. Поэтому первое, что я сделала, это стала искать «братьев по разуму», искать возможность учиться у опытных психологов-практиков.

     Я сделала неожиданное открытие: этот процесс не закончится никогда! Мне всегда будет недоставать каких-то знаний и умений, мне все время необходимо будет учиться. Профессия психолога в аспекте постоянного саморазвития уникальна, остановка «смерти подобна» (в профессиональном смысле, конечно). Поэтому у меня так много сертификатов участника, удостоверений о прохождении курсов.

    Был даже забавный случай с одним работодателем: когда я пришла на собеседование, он полистал мое портфолио и так недоверчиво осведомился, а что будет, если он позвонит в эти организации и проверит, не подделка ли все эти сертификаты?.. Этот вопрос заставил меня проанализировать ситуации своих удачных и неудачных собеседований и разобраться, что в моем поведении, внешности, самопрезентации помогает получить работу, а что мешает…

    Уникальность нашей профессии еще и в том, что даже к своим неудачам, можно относиться как к урокам профессионального мастерства.

    И вот наступает момент, когда у тебя не просто что-то получается, а ты видишь, как с твоей помощью происходят изменения к лучшему, и эти изменения устойчивы и предсказуемы. Возникает непреодолимая потребность поделиться этим знанием, этим успехом: вдруг кому-то тоже станет интересным такой способ решения задачи, вдруг кто-то, как и я в начале пути, тоже ищет того, кто готов делиться?

    На X Всероссийской научно-практической конференции в 2014 году в Москве ко мне в перерыве между мероприятиями подошла милая пожилая женщина и спросила:

    – Вы – Балова Жанна?

    – Да.

    – Слава Богу! Наконец-то я Вас нашла! Я психолог из Архангельска. Я ищу Вас с 2008 года, с момента публикации вашей программы с мультиками. Я использую ее уже много лет в работе с первоклашками, она такая простая и такая эффективная. Но в журнале опубликованы только 6 занятий, а в тематическом плане указаны 10. Мне так не хватает последних 4-х. Я писала в журнал, просила Ваши координаты, но мне отказали: это конфиденциальная информация. Вы не представляете, как я обрадовалась, когда увидела в программе мероприятий Вашу фамилию!..

    Я до сих пор вспоминаю эту встречу, как один из самых счастливых дней в моей жизни! Это так важно – знать, что твоя работа, кому-то нужна, кому-то помогает, а твоя программа, как твой ребенок, живет своей самостоятельной жизнью.

    Мой путь в профессию и поиск своего места в ней был непрост. Но где бы я ни работала, в социальной сфере, в сфере здравоохранении или в образовании, мне всегда хотелось одного – быть рядом с людьми в тот момент, когда моя помощь им окажется максимально эффективной.

    Так я и пришла в детский сад, потому что почувствовала: помощь человеку, если он в ней нуждается, должна приходить как можно раньше.

    Я верю в ребенка, в его возможности и способности, в его стремление к добру и свету. Сколько бы жалоб на ребенка я ни слышала, каких бы поведенческих нарушений у ребенка ни наблюдала, я общаюсь с ним как с самым хорошим, добрым и послушным.

    И тогда я вижу, как моя вера рождает в душе ребенка доверие ко мне.

    А дальше все просто, или сложно (по-разному): делаю все от меня зависящее, чтобы оправдать это доверие.

    Мне очень близки слова Оскара Уайльда: «Я не могу управлять направлением ветра, но могу так поставить паруса, чтобы достичь своей цели». Наверное, их можно считать моим профессиональным кредо.

    Я – не капитан корабля и не рулевой, я просто опытный матрос, знающий мели, течения, признаки перемены погоды и направления ветра. И если мне позволят подняться на палубу, я применю все свои знания, все свое умение, чтобы корабль не затонул.

    Автор admin в 16:40

Ваш ответ

Внимание: Все комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.