Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Метки

Яндекс.Метрика
  • 22Янв

    Результаты, полученные российскими и зарубежными учеными в процессе  исследований влияния различной телепродукции на восприятие и развитие ребенка, и многолетний опыт автора по использованию мультипликационных фильмов в работе с детьми позволяют выделить ряд факторов, которые делают просмотр мультипликационных фильмов одним из эффективных средств воспитательного, педагогического и коррекционного воздействия.

    Во-первых, соблюдение требований Всемирной организации здравоохранения к организации  телепросмотра для детей:

    - младенцы и ранний возраст — 0-3 года – ЗАПРЕТ;

    - дошкольный возраст (3-7 лет) — до 30 минут в день;

    - младший школьный возраст (7-10 лет) — 30-50 минут в день.

    Во-вторых, необходимо правильно выбрать мультфильм.

    Выбранный для просмотра мультфильм должен соответствовать уровню развития ребенка. А «главными критериями отбора материала должны стать его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры».

    Анализ воспитательного потенциала мультфильмов советского периода и современных отечественных и зарубежных мультфильмов показал, что предпочтение лучше отдавать отечественным мультфильмам, выпущенным до 2000 года.

    Пристрастие детей к зарубежной анимации возможно объясняется, тем, что быстрое мелькание кадров оказывает трансовое воздействие на психическое состояние ребенка. «Это сродни наблюдению за серией рекламы. Несколько лет назад газеты, а затем и учебники обошел потрясающий психологический эксперимент – младенцам предъявлялся блок рекламы и наблюдение за отжимом белья в стиральной машинке с окошком – эффект воздействия был сходным».

    «Просмотр мультиков для маленьких детей нужно строго дозировать. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма».

    В-третьих, именно поэтому просмотр мультфильма должен стать совместной деятельностью ребенка и взрослого, а также обязательно включать комментарии взрослого во время просмотра.

    Комментирование взрослым событий, происходящих в мультфильме, помогает детям сориентироваться в заданной социальной ситуации, перенять опыт ее оценивания, разобраться в причинно-следственных связях, а также помогает удерживать внимание ребенка.

    Необходимость обязательных комментариев взрослого ярко проиллюстрирована экспериментом ведущего психолога социобихевиоризма Альберта Бандуры.

    «Испытуемым (три группы 4-летних детей) показывали специально отснятый фильм, в котором взрослый человек избивал куклу; начало фильма было одинаковым для всех групп, завершение же было различным: в одном случае другой взрослый «героя» хвалил, в другом – порицал, в третьем реагировал нейтрально. После этого детей вводили в комнату, где среди прочих игрушек была такая же кукла, как в фильме, и наблюдали за их поведением.

    В группе, которой демонстрировался вариант с порицанием, проявлений агрессии в отношении этой куклы было значительно меньше, чем у представителей других групп, хотя они помнили, как вел себя «герой».

    Этот эксперимент доказал, что человек может овладевать поведением не только через собственные пробы и ошибки, но и наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или иному поведению.

    Пример комментирования мультфильма «Два веселых гуся» для детей 3-4 лет

    Вот какой симпатичный домик.

    Кто же в нем живет?

    А вот кто живет: гуси. Сколько их? Два.

    Что это гуси делают? Забор красят. Белый гусь – зеленой краской, а серый – желтой.

    А вот и бабуся, что это она делает? Носочек вяжет.

    Посмотрите, как дружно гуси работают, все делают вместе, даже думают вместе.

    Вот как замечательно придумали: полосатый забор.

    После работы надо помыться. Вот какие молодцы: даже лапки моют дружно.

    Ой, решили поиграть, а бабусю-то не предупредили!

    А бабуся вышла на гусей своих взглянуть, а их нигде нет.

    Испугалась бабуся, что гуси ее потерялись, расстроилась, плачет. Вот горе – гуси пропали!

    Стыдно гусям, что бабусю так огорчили.

    Пришли прощения просить. Вместе.

    А бабуся-то все простила от радости, что нашлись ее любимые гуси.

    Вот как им весело. Теперь не будут гуси без спроса убегать, да прятаться.

    Четвертое, очень важным фактором является обсуждение, проводимое после каждого просмотра мультфильма. Именно обсуждение сказочных историй, позволяет детям «осмыслять жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями». Благодаря обсуждению «…»банк» знаний о Мире переходит в АКТИВНОЕ состояние», становится неотъемлемой частью личного жизненного опыта ребенка.

    Примерные вопросы для обсуждения после просмотра мультфильма «Колобок»

    Кого не послушался Колобок?

    Какая беда с ним чуть не случилась?

    Как ты думаешь, теперь Колобок будет слушаться старших?

    А ты кого должен слушаться?

    Почему нужно быть послушным?

     И пятый фактор – это организация совместной с ребенком деятельности, закрепляющей полученный опыт.

    Такой совместной деятельностью могут стать разнообразные игры: дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, подвижные игры имитационного характера; игры на развитие мимической передачи эмоций, умений распознавать эмоции другого человека.

    Пример совместного просмотра мультфильма «Дереза» для детей 5-7 лет

    1) Вопросы перед просмотром мультфильма:

    Бывают ли в твоей группе ссоры?

    А почему ребята ссорятся друг с другом?

    Когда ты обижаешься на ребят?(Расскажи какой-нибудь случай.)

    А бывает, что ребята сначала поссорятся, а потом помирятся?

    Сейчас мы посмотрим мультфильм про Козу-Дерезу, про то, как она всех обижала и про то, что из этого получилось. (Просмотр м/ф.)

    2) Мультфильм «Дереза» (по мотивам русской народной сказки «Коза-дереза»).

    3) Вопросы после просмотра мультфильма:

    Понравилась ли тебе Дереза вначале? Почему?

    Что помогло героям мультика простить Дерезу?

    4) Игра «Ищем хорошее». Пойти с ребенком к игрушкам или к шкафу с его вещами. Задание: рассматривать игрушки или вещи, и обязательно в каждой найти какое-нибудь качество, которое могло бы понравиться. (Можно использовать игрушки, в которые ребенок давно не играл, и вещи, которые он не любит носить. Заодно можно навести порядок в игрушках и на полках с вещами, рассортировать их и разложить, как удобно ребенку.)

    5) Обсуждение: Если игрушки сломаны, то можно ребенку  предложить придумать, как их  починить или переделать, чтобы они годились для игры. Также и с вещами: можно предложить подумать ребенку, как сделать вещь более привлекательной для него (приклеить утюгом симпатичную термонаклейку, пришить красивые пуговицы или ленточки и т.д.)

    6) Совместная деятельность: Вместе чинить игрушки и вещи. (Вы не заметите, как пройдет день!)

     Вдохновения Вам и творческой фантазии!

    Автор admin в 12:23

Ваш ответ

Внимание: Все комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.