Психологическая готовность к школе складывается из нескольких составляющих.
☺ Интеллектуальная готовность ☺
— включает зрелость познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, представления, внимания, памяти и мышления. Проявляется она как желание узнавать новое, преодолевать трудности, достигать результата.
☺ Личностная готовность ☺
— имеет место, когда у ребенка выработалось определенное отношение к самому себе, ко взрослым, к сверстникам, к учению в школе.
☺ Эмоциональная готовность ☺
— это радостное ожидание школы. Ребенок понимает, «что такое хорошо и что такое плохо», умеет сочувствовать и сопереживать другим людям.
☺ Волевая готовность ☺
— способность понять и принять необходимые действия или задачу, целенаправленно действовать для того, чтобы она была решена, и понять, что за результат получился. Но не надо думать, что к первому классу у ребенка волевое усилие должно быть развито как у взрослого. Имеется в виду самое начало процесса, начало пути.
ОТ «ХОЧУ» К «НАДО» ПЕРЕХОД ДОЛГИЙ, НЕ ЖДИТЕ ЕГО ЗА ОДИН ДЕНЬ!
Одним из показателей готовности малыша к обучению является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, т. е. сформированность школьной мотивации. Она включает в себя:
• наличие познавательных интересов (ребёнку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
• понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
• минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;
• эмоционально-благополучное отношение к школе.
Что же делать, если у ребёнка школьная мотивация отсутствует?
Ответ на этот вопрос не прост и не однозначен, он требует индивидуального и творческого подхода. Ведь потребность в игре и движении сохраняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребёнка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать.
☺ Как заинтересовать? ☺
1. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребёнок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
2. Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.
3. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
4. Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком лёгким. Оно должно быть посильным.
5. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
6. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
7. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только — с самим собой. Например, не следует говорить: «Ну, посмотри на Диму, как быстро он выполнил это задание, не то что ты!» Лучше сказать, так: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.