Время проведения: декабрь 2017 г.
Возрастная группа: 2-я младшая (3-4 года) группа общеразвивающей направленности.
Тема: квест «В поисках Снеговичка».
Цель: обогащение сенсорно-перцептивного и эмоционального опыта.
Задачи
Развивающие
Развивать произвольное внимание, ориентацию на инструкции взрослого.
Стимулировать развитие воображения, интереса к познавательной деятельности.
Стимулировать развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия.
Развивать зрительно-моторную координацию.
Развивать умение определять собственное эмоциональное состояние, сопереживать эмоциям других.
Развивать способность бесконфликтно играть рядом, не мешая своим партнерам.
Обучающие
Закрепить знания об полярных эмоциях «радость» и «грусть».
Учить закреплять предметы на сенсорном панно при помощи «липучек» и кнопок.
Учить рисованию песком на столе с цветовой подсветкой.
Воспитательные
Воспитывать нравственные качества: эмоциональную отзывчивость, чуткость, желание прийти на помощь попавшему в беду Снеговичку, получать радость от совершенного доброго дела.
Диагностические
Наблюдать за динамикой развития саморегуляции, эмоциональной сферы и познавательных процессов: восприятия, произвольного внимания, долговременной памяти, мышления, воображения.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная, музыкальная.
Формы организации: подгрупповая (3-4 человека).
Формы реализации детских видов деятельности: слушание музыки, слушание сказки, решение проблемных ситуаций, игровые упражнения.
Оборудование: детское кресло-груша, сенсорное панно «Лето-зима», стол для рисования песком с цветовой подсветкой, фиброоптические волокна, пузырьковая колонна, многофункциональный модуль «Куб», настенный модуль «Замки», геометрические фигуры из пластика (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), картинки с изображениями светлячка, рыбки и норы, проигрыватель DVD-дисков, диск с подборкой музыкальных произведений «Классика для малышей».
Предварительная работа: в адаптационный период педагогом-психологом проводились занятия в сенсорной комнате, на которых дети знакомились с оборудованием сенсорной комнаты и правилами взаимодействия с ним, а с сентября 2017 г. проводились занятия по авторской программе «Ранняя профилактика социальной дизадаптации и эмоциональных нарушений у детей», где дети знакомились с названиями базовых эмоций, учились различать эмоциональные состояния героев сюжетных картинок, а также мимически изображать эмоции «радость», «грусть», «злость», «страх», «удивление».
Психолого-педагогические методы
Словесные методы: рассказ педагога-психолога о том, что приключилось со Снеговичком, объяснение причин случившегося.
Наглядные методы: демонстрация работы с сенсорным панно, демонстрация способов рисования на песке.
Практические методы: релаксационное упражнение для снятия мышечного напряжения, упражнение на развитие умения действовать с различными видами застежек («липучки», кнопки), упражнение в рисовании на песке пальцем.
Эвристический или частично-поисковый метод: поиски решения проблемной ситуации, заданной психологом (найти снеговичка по оставленным следам), осуществлялись в виде определенных практических действий с опорой на наглядно-действенное мышление.
Игровые методы: все занятие проходило в форме игры в жанре квеста.
Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и исследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игроков умственных усилий.
Особенности организации занятия в сенсорной комнате
Пребывание в сенсорной комнате само по себе оказывает на человека терапевтический эффект.
Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение. Кроме того, частицы света (фотоны) поддерживают ритм суточных колебаний, улучшают состояние иммунной системы. Используется терапия цветом, например, красный – стимуляция, оранжевый – восстановление, желтый – тонизирование и т.д.
Звукотерапия – воздействует на слух. Может быть пассивной (человек слушает звуки или музыку) и активной (человек сам создает звуки или музыку). Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности (произведения Моцарта), музыкальные произведения с быстрым темпом (вальсы) – возбуждение.
Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.
Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение.
Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное, для светлых или темных сенсорных комнат.
В нашей комнате представлено оборудование как для светлой, так и для темной сенсорной комнаты, в основном активационного воздействия, призванное стимулировать игровую и познавательную деятельность: яркие игровые модули, яркие цвета светооптических приборов. Релаксационный эффект оказывают мягкое ковровое покрытие и пуфики, заполненные сыпучим наполнителем, для принятия комфортного положения.
Чтобы пребывание в комнате не вызвало эффект перевозбуждения, во время занятий в качестве звукового фона используется спокойная музыка.
Из-за того, что у современных детей часто возникают аллергические реакции, пришлось отказаться от использования ароматерапии эфирными маслами.
Ведущая роль в организации игровой деятельности детей 3-4 лет в сенсорной комнате должна отводиться взрослому. Так как спонтанная игровая активность детей этой возрастной категории в сенсорной комнате носит хаотичный характер из-за обилия стимульного материала, страдает целеполагание: ребенок, начав играть с одним модулем, быстро отвлекается на другой. Это приводит к тому, что игра не разворачивается, носит характер простых манипуляций с предметами. Поэтому нужно не просто привести детей в сенсорную комнату и дать им свободно взаимодействовать с оборудованием, но и организовывать их целенаправленную деятельность, помогая осваивать новые формы взаимодействия, приводящие к конкретным результатам.
Решение поставленных задач в ходе занятия
Развивающие
Развитию произвольного внимания и ориентации на инструкции взрослого отводится ключевое значение в игре.
В начале игры были созданы условия для постепенного погружения детей в игровую атмосферу. Спокойная музыка, принятие удобного положения, сидя или полулежа на мягком кресле, спокойное, несколько замедленное, повествование способствовали переключению внимания с одного вида деятельности (дети вернулись с прогулки) на другой (посещение сенсорной комнаты) и помогли преодолеть излишнее возбуждение.
Для привлечения внимания использовались как личный пример, так и побуждающие предложения и тактильный контакт (неоднократно, беря за руку или за плечи отвлекающихся детей, педагог-психолог мягко возвращает их к выполнению заданий).
Для поддержания внимания используются выразительные движения, мимика, интонированная речь, вносятся в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности.
Чтобы дети легче концентрировались на достижении игровой цели, в ходе занятия игнорировались спонтанные высказывания и порывы детей, когда возникала в этом необходимость.
Стимулировать развитие воображения, интереса к познавательной деятельности помогали поиски ответов на вопросы:
Что к комнате похоже на светлячков, на пещеру?
Какой формы след оставил Снеговичок?
Что написано в записке?
Поддерживалась и одобрялась инициативность детей, их желание отвечать на вопросы и выполнять задания.
Объединение взаимодействия детей с различным оборудованием сенсорной комнаты сказочным сюжетом и одной целью создало условия для возникновения и развертывания игры-квеста.
Для стимулирования развития зрительного восприятия использовалось упражнение с геометрическими фигурами и наблюдение за сменой цвета воды в пузырьковой колонне.
Стимулирование слухового восприятия осуществлялось через использование фоновой музыки и речевого сопровождения взрослого на протяжении всего занятия.
Стимулирование тактильного восприятия происходило во время выполнения упражнений с сенсорным панно, рисования на песке, тактильного контакта с пузырьковой колонной (вибрация), поиска спрятанного в «пещере» предмета, открывания дверей.
Для развития зрительно-моторной координации использовалось рисование пальцем на песке.
Развитие умения определять собственное эмоциональное состояние, сопереживать эмоциям других достигалось через активное участие взрослого, способствующего возникновению эмоционально насыщенной атмосферы, а также через его объяснения причин веселого и грустного настроения Снеговичка.
Способность бесконфликтно играть рядом, не мешая своим партнерам, развивается при правильной организации игрового пространства, когда дети одновременно имеют доступ к игровому модулю, а также каждому предоставляется возможность выполнить задание (для каждого ребенка было приготовлено кресло-груша, каждый ребенок получил снежинку и снежный сугроб для закрепления на панно, каждый получил геометрическую фигуру и доступ к столу с песком). В течение занятия не возникало конфликтных ситуаций.
Обучающие
В ходе занятия неоднократно вспоминали об эмоциях «радость» и «грусть», употребляя эти понятия как по отношению к герою сказки Снеговичку, так и при определении собственного состояния.
Дети выполняли упражнение по закреплению предметов на сенсорном панно при помощи «липучек» и кнопок и рисовали на песке снеговиков.
Можно увидеть, что не все дети самостоятельно справились с заданием.
Для закрепления этих навыков следует и дальше включать в занятия работу с сенсорным панно и рисование на песке.
Воспитательные
Воспитывать нравственные качества: эмоциональную отзывчивость, чуткость, желание прийти на помощь попавшему в беду Снеговичку, получать радость от совершенного доброго дела.
На протяжении всего занятия поддерживалось стремление детей помочь Снеговичку, в результате дети очень обрадовались, когда нашли Снеговичка. В качестве положительного подкрепления детям была предоставлена возможность поиграть в сенсорной комнате в свою игру.
Диагностические
Диагностическое наблюдение показало:
1) у детей данной возрастной категории уже начинает формироваться произвольная регуляция поведения, несмотря на то, что детям требуется помощь взрослого для удержания в памяти программы действий и внимания, им удается преодолеть естественную спонтанность и довести дело до логического завершения;
2) дети хорошо усвоили материал проведенных ранее занятий по развитию эмоциональной сферы, они используют в активной речи название эмоциональных состояний «веселый», «грустный», вместо ранее используемых ими для этой цели слов «хороший» и «плохой»;
3) долговременная память также развивается, дети уже хорошо помнят название предыдущего времени года – «осень», хотя вспомнить название времени года, о котором давно не упоминалось – «лето», для них еще затруднительно;
4) активность детей на занятии наглядно демонстрирует разницу в развитии их познавательных и коммуникативных процессов, степень общей осведомленности об окружающем мире.
Дети положительно относились к происходящему, раскрепощенно чувствовали себя, свободно выражали эмоции.
Поставленные цель и задачи реализованы.