Март 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Метки

Яндекс.Метрика
  • 23Янв

          

    Описание психолого-педагогических технологий, используемых в работе педагогом-психологом Баловой Ж.И.

    Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве, а психолого-педагогические технологии – это определенная система содержания, средств и методов обучения и воспитания, направленных на решение психологических задач.

    Основной задачей педагога-психолога образовательного учреждения является психологическое сопровождение образовательного процесса, которое само по себе является психолого-педагогической технологией.

    Технология психологического сопровождения – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными технологиями, которые осуществляются всеми субъектами целостного педагогического процесса в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребенка.

    Общая классификация технологий может осуществляться по самым разным параметрам: видам деятельности, характеру решаемых задач, уровням и сферам применения и др.

    Для описания используемых мною психолого-педагогических технологий, думаю, удобнее будет обратиться к  классификации по видам деятельности.

    Психологическое сопровождение реализуется через основные виды деятельности педагога-психолога образовательного учреждения – диагностическую, экспертную, консультативную, просветительскую, коррекционно-развивающую, профилактическую и организационно-методическую, – каждый из которых также имеет свои цели и задачи.

     Психологическая диагностика как технология – это специально организованный процесс познания, в котором с помощью соответствующих методов происходит сбор информации о личности или группе с целью постановки психологического диагноза.

    Целью психологической диагностики педагогов ДОУ является  отслеживание возникновения возможных деформаций лич­ности педагога, так как от этого во многом зависит и психологиче­ский климат педагогического коллектива, и психическое здоровье детей.

    Для отслеживания риска возникновения деформаций личности педагогов удобно использовать вопросник «Анализ педагогом особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности» (А.М. Маркова, А.Я. Никонова), адаптированный для ДОУ.

    Для диагностирования наличия синдрома «сгорания», а также его тяжести используется перечень Maslach и Jackson (1986).

    Целью психологической диагностики родителей воспитанников является исследование родительских установок, типа воспитания, уровня компетентности, нарушений воспитательного процесса в семье, причин отклонений в семейном воспитании. Для диагностики отношений в системе родитель – ребенок используется «Тест-опросник родительского отношения к детям» (А.Я Варга, В.В. Столин).

    Целями психологической диагностики детей является  отслеживание динамики развития детей в условиях ДОУ, раннее обнаружение нарушений познавательного, социального и эмоционального развития детей, а также неблагоприятных факторов окружающей среды, приводящих к дисгармоничному развитию личности ребенка. В течение учебного года проводятся как плановые диагностические обследования, опросы и наблюдения, так и углубленная диагностика детей «группы риска» по запросу родителей.

    С момента поступления ребенка в ДОУ ведется наблюдение за процессом адаптации ребенка к посещению ДОУ. Лист адаптации конкретного ребенка содержит оценочные сведения по шести параметрам: сон, аппетит, эмоциональное состояние, общение со сверстниками, общение со взрослыми, боязнь пространства. Подсчет баллов дает представление о завершенности, длительности и степени тяжести процессов адаптации.

    Для диагностики познавательного развития детей всех возрастных групп (1 младшая – 2-3 года, 2 младшая – 3-4 года, средняя – 4-5 лет, старшая – 5-6 лет, подготовительная к школе – 6-7 лет) используется методика, предлагаемая коллективом соавторов – Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова, А.Н. Орлова, Н.Д. Шматко – в дидактическом пособии «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» (М.: Просвещение, 2009). Процедура обследования познавательного развития детей состоит из десяти субтестов, которые представлены в виде игровых заданий для каждого возрастного периода. Пособие оснащено стандартизированным тестовым материалом, который может использоваться в индивидуальной коррекционно-развивающей работе. Использование данной методики позволяет проследить развитие ребенка в динамике с момента поступления в детский сад до выпуска, своевременно обнаружить отклонения в его развитии, а также провести сравнительный анализ между развитием как воспитанников одной группы, так и общих показателей групп данной возрастной категории.

    Для диагностики уровня развития познавательных процессов, необходимых для успешного развития школьных навыков, используется нейропсихологическая экспресс-диагностика (с 6 лет), состоящая из семи субтестов, рекомендованных в учебном пособии под редакцией А.В. Семенович «Введение в нейропсихологию детского возраста». – М.: Генезис, 2008. Данная методика подробно описана в статье: Балова, Ж.И. Возможности нейропсихолгической экспресс-диагностики при определении готовности детей к обучению в школе/ Ж.И. Балова// Всероссийский психологический Форум «Обучение. Воспитание. Развитие. – 2014»: Сборник материалов / Под ред. О.С. Мелентьевой. – М.: АВК Пресс,  2014. – С. 4-8. Методика позволяет выявить степень выраженности имеющихся нарушений или изменений, определить «зоны ближайшего развития» (потенциальные возможности испытуемого выполнять различные задания в условиях специально организованного эксперимента), разработать на основе данных нейропсихологического обследования адекватные индивидуализированные программы восстановления, коррекции, обучения.

    Для определения уровня развития готовности ребенка к школьному обучению используется Ориентировочный тест школьной зрелости (4 субтеста), авторы Я. Йерасек, А. Керн, рекомендуемый в книге: Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога. – М.: ВЛАДОС, 2004.

    Для исследования аффективно-эмоциональной сферы, личностного развития и межличностных отношений используются следующие методики: «Тест «Рука», «Контурный САТ-Н», «Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР)», «Цветовой тест отношений (ЦТО)», «Эмоциональные лица». Эти методики рекомендованы Семаго Н.Я. и Семаго М.М. в методическом руководстве «Диагностический комплект психолога» (М.: Изд-во АПКиППРО, 2007). Также используются проективные методики  «Неизвестное животное», «Дом-дерево-человек», рекомендуемые в книге: Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: ВЛАДОС, 2004.

    Для определения уровня развития процессов произвольной регуляции, социализации и эмоционально-волевой сферы ребенка используется опросник «Ребенок глазами взрослого» (автор А.А. Романов), который заполняется воспитателями, или родителями ребенка в момент обращения к психологу по поводу тревожащих их отклонений в поведении ребенка, а также и психологом, во время наблюдения за поведением ребенка после поступившего запроса.

    По результатам диагностики определяется группа детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе, а также проводится консультирование воспитателей и родителей по организации педагогической помощи детям с нарушениями возрастного развития. В этом вопросе педагог-психолог выступает в качестве эксперта.

    Экспертная деятельность педагога-психолога заключается в оценке актуальных задач развития детей и определении мероприятий по их реализации. Осуществляется через участие педагога-психолога в заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).

     Технология психологического консультирования – это обусловленная проблемой и ситуацией клиента целенаправленная процедура создания психологических условий для эмоционального отреагирования, прояснения смысла, рационализации этой проблемы и нахождения вариантов ее решения.

    Плановое консультирование родителей и педагогических работников ДОУ проводится с целью ознакомления с результатами диагностических обследований и рекомендуемыми мерами по организации единого педагогического пространства, способствующего коррекции отклоняющегося от возрастной нормы познавательного, эмоционального и социального развития ребенка. По запросу проводится консультирование педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в семье и ДОУ.

     Технология психологического информирования по своей сути является педагогической, обучающей. Средства психологического информирования могут быть как педагогическими (рассказ, беседа, анализ проблемных ситуаций, деловая игра), так и психологическими (диагностическая и консультативная беседа, «телефон доверия» и др.).

    Технология психологического информирования применяется в просветительской деятельности педагога-психолога.

    Цель просветительской работы – повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогических работников ДОУ. Предусматривает выступления на родительских собраниях и педагогических советах, проведение семинаров, тренингов, интерактивных занятий и групповых тематических консультаций для родителей и педагогических работников ДОУ, рекомендации по подбору литературы, оформление папок «Психолог советует» для каждой группы ДОУ с раздаточным материалом по актуальным вопросам воспитания и развития детей.

    Методические материалы, используемые для просветительской работы:

    1. Ивлева И.А., Млодик И.Ю., Сафуанова О.В. Консультирование родителей в детском саду: возрастные особенности детей. – М.: Генезис, 2008.

    2. Ивлева И.А., Млодик И.Ю., Сафуанова О.В. Консультирование родителей в детском саду: индивидуальные особенности детей. – М.: Генезис, 2009.

    3. Информационно-деловое оснащение ДОУ: Психолог советует. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

    4. Раздаточный материал: В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. Учебно-методическое издание. – М.: Школьная пресса, 2011.

     Технология психологической коррекции – это система психологических средств, направленных на устранение, сглаживание недостатков или их психолого-педагогических причин. Результатом ее применения являются такие изменения в психике ребенка, которые позитивно влияют на его состояние, деятельность, общение и поведение в целом.

    Целью коррекционно-развивающей работы является коррекция эмоционально-волевой, социально-коммуникативной и познавательной сфер личности ребенка. Задачи определяются индивидуально для каждого ребенка, имеющего нарушения поведения или возрастного развития, после проведения диагностических мероприятий и установления причин выявленных нарушений.

    В работе с детьми используются преимущественно интегрированные формы групповой и индивидуальной организованной образовательной деятельности:

    игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, подвижные игры имитационного характера; игры на развитие мимической передачи эмоций, умений распознавать эмоции другого человека;

    создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы о выходе из трудных житейских ситуаций;

    изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности;

    познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;

    рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, игрушек;

    раскрашивание картинок, работа в технике оригами;

    просмотр и обсуждение мультфильмов.

    Совместный просмотр мультипликационных фильмов как способ передачи ребенку необходимого общественного опыта, занимает особое место, обеспечивая единство культурного пространства и преемственность поколений. Использование в работе мультфильмов как иллюстративного материала значительно расширяет возможности специалиста. Каждая встреча с детьми построена таким образом, чтобы трижды коснуться выбранной темы: при просмотре мультфильма, в обсуждении, в игре. Это позволяет задействовать все репрезентативные системы ребенка – визуальную, аудиальную и кинестетическую – и тем самым повышает эффективность и глубину психолого-педагогического воздействия.

    Программный материал, преподнесенный в такой форме, принимается практически всеми детьми, помогает сконцентрировать их внимание, создает насыщенную положительными эмоциями атмосферу, что облегчает проведение групповой работы с детьми и достижение как педагогических, так и коррекционных целей.

    Для максимального охвата детей, нуждающихся в психологической коррекции эмоционально-волевой, социально-коммуникативной и познавательной сфер, бала разработана программа «Развивающие занятия с использованием мультипликационных фильмов по лексическим темам для детей с задержкой психического развития».

    Программа составлена в соответствии с ФГОС ДО. Целевая аудитория – дети с ЗПР в возрасте от 5 до 8 лет. Тематическое планирование соответствует лексическим темам, рекомендованным в пособии С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, И.Н. Волковой, Г.М. Капустиной «Подготовка к школе детей с задержкой психического раз­вития».

    Для коррекции и гармонизации психоэмоционального состояния, стимулирования познавательных процессов детей используется специально оборудованная сенсорная комната.

    Это удивительное пространство, где ребенок реально может «дотянуться до звезд». Вся настороженность, эмоциональное напряжение, раздраженность, негативизм ребенка отступают, защита снимается, эмоциональный фон становится более позитивным, а сам ребенок более восприимчивым к усвоению необходимых для успешной социализации форм поведения.

    Пространство сенсорной комнаты также эффективно может использоваться для коррекции психоэмоционального состояния педагогов и родителей.

     Технология психопрофилактики – это система психолого-педагогических мер, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития ребенка, психогигиену педагогической среды.

    Целью профилактической работы является предупреждение  социальной дизадаптации и эмоциональных нарушений у детей.

    В профилактической работе с детьми широко применяются здоровьесберегающие технологии:

    №п/п Виды здоровье-сберегающих технологий Где применяется Результат применения
    1 Логоритмические упражнения  Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с воспитанниками ДОУ Развитие слухового внимания, слухо– моторной координации, фонематического слуха, общей и тонкой моторики, чувства ритма, пространственных организаций движений.
    2 Динамическая пауза, подвижные игры Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с воспитанниками ДОУ Профилактика утомления, развитие общей моторики, повышение работоспособности, стимулирование подвижности нервных процессов, формирование правильной осанки.
    3 Релаксация Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Достижение состояния психической уравновешенности, профилактика нервного перенапряжения.
    4 Пальчиковая гимнастика Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с воспитанниками ДОУ Развитие слухоречевого внимания и памяти, мелкой моторики пальцев рук.
    5 Пальчиковые игры Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с воспитанниками ДОУ Активизация моторики рук, выработка ловкости, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
    6 Самомассаж Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Воздействие на биологически активные точки на лице, ладонях, стопах, других частях тела, оказание благоприятного воздействия на организм в целом.
    7 Гимнастика для глаз Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с воспитанниками ДОУ Снятие напряжения глазных мышц, предупреждение близорукости.
    8 Дыхательная гимнастика  Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Насыщение кислородом коры головного мозга. Снятие нервно-мышечного напряжения, углубление состояния релаксации.
    9 Психогимнастика Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с воспитанниками ДОУ Развитие эмоциональной сферы, мимических мышц лица.
    10 Ароматерапия Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование положительного эмоционального фона.

    В последние годы много внимания уделяется ранней профилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это обусловлено тем, что детство является тем периодом, в котором закладываются фундамент личности, нравственные и этические эталоны, формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. Нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению; в этом периоде он обладает повышенной внушаемостью, стремлением к подражанию, зависим от взрослого, а родители и педагоги – его главные авторитеты.

    Авторская психолого-педагогическая программа «Ранняя профилактика социальной дизадаптации и эмоциональных нарушений у детей» – это попытка создания такой профилактической программы, которая помогала бы сократить дистанцию между поколениями, уменьшить влияние депривации общения ребенка с внешним миром, восполнить дефицит эмоционально-личностного и телесного контакта со взрослыми и сверстниками, тем самым снижая риск возникновения отклонений в социальном и эмоциональном развитии.

    Программа составлена в соответствии с ФГОС ДО. Тематическое планирование соответствует Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Целевая аудитория – дети в возрасте от 3 до 7 лет.

    Для профилактики профессионального выгорания педагогов ДОУ используются техники, описанные в авторской психолого-педагогической программе «Эксперимент: как стать оптимистом»:

    1. прогрессивная мышечная релаксация по методике Эдмунда Джекобсона,

    2. техники позитивного мышления и программирования будущего,

    3. юморотерапия.

    Практически все виды деятельности педагога-психолога осуществляются с применением ИКТ.

    Информационно-коммуникативные технологии.

    ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

    ИКТ незаменимы для эффективного осуществления организационно-методической работы: планирования, учета, анализа и методического обеспечения деятельности педагога-психолога.

    Электронные пособия, цифровые базы данных и образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, видеосюжеты, аудиозаписи способствуют повышению эффективности коррекционно-развивающей и просветительской работы, позволяют привнести эффект наглядности в работу, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи психолога с аудиторией.

    Все виды деятельности я стараюсь осуществлять, строго соблюдая основные этические принципы деятельности психолога: конфиденциальности, компетентности, ответственности, этической и юридической правомочности, квалифицированной пропаганды, благополучия клиента, профессиональной кооперации, информирования о целях и результатах обследования.

    Этические принципы призваны обеспечить:

    - решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

    - защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: воспитанников, педагогов, родителей, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;

    - сохранение доверия между психологом и участниками образовательных отношений;

    - укрепление авторитета психологической службы образования среди воспитанников, родителей и педагогов.

    Организация всего комплекса мероприятий психологического сопровождения при соблюдении этических норм деятельности психолога обеспечивает успех в достижении поставленной цели: создания психолого-педагогических условий, содействующих позитивной социализации и индивидуализации, личностному развитию детей дошкольного возраста.

    Автор admin в 10:03

Ваш ответ

Внимание: Все комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.